Трезвость по собственному желанию и трезвость по приказу
В продолжение темы об ограничениях, запретах и освобождении. Вернее – о том, в чем их разница.
Разумеется, «рассуждая логически», само по себе желание пить пока еще никто не отменял. И, если оно есть, оно и будет дальше. И «терзают смутные сомнения», что само по себе оно куда-нибудь денется. Хотя говорил Горбачев, что «помучается мужик года два, а потом…» А потом и Горбачева «не стало». Хотя и утверждают некоторые, что пить тогда стали меньше, статорганы по домам не ходили и самогонную аппаратуру не пересчитывали. Впрочем, и впрямь, это уже, к счастью, «совсем другая история»…
Вернемся, однако, в нынешний день. Заглянув чуть раньше в «Покровские ворота». И вспомнив, возможно, главное изречение их главного героя о том, что «осчастливить человека против его желания невозможно». «Хорошее» это желание или «нехорошее», но разбираться с этим – самому человеку. И разбираться сейчас, а не потом. И даже если «не до жиру, быть бы живу». Принудительное лечение от пристрастия к спиртному у нас сейчас не допускается. Опять же, только по собственному желанию. С соответствующей личной инициативой и подписями.
Конечно, здесь большую роль призваны играть родные и близкие люди. Естественно, не «дружки». И здесь хочется отметить разность таких вещей, как желание и настроение. Настрой, полученный от позитивного воздействия окружающих и собственных устремлений – это, конечно, хорошо. Мы сильны в своем стремлении избавиться от спиртного и чем быстрее, тем лучше. Но «я не хочу» – это еще не желание, нужно «я хочу»! А «я хочу», видимо, понятие активное. Оно подразумевает действие. А не бездействие и воздержание от действия. «Я хочу бросить пить». Хорошо, бросил. А дальше что «я хочу»? Не знаю. Как у того странного человека, которому не нравилась его нынешняя работа. Он ушел с нее, а что делать дальше – не знает. Сидит себе дома, тоскует. Наверное, найди сначала другую работу, которая нравится, а потом и уходи с этой.
Найди то, что «я хочу», каким «я хочу» быть, и как «я хочу» жить дальше, и тогда твоя трезвость и станет трезвостью по твоему собственному желанию. А приказывать себе не делать то, что пока еще «я хочу», не найдя желания, что делать вместо этого, согласитесь, занятие странное.
И свобода от спиртного, на мой взгляд, характерна не столько наличием, пусть даже, «пылкого и страстного» нежелания пить, сколько отсутствием самого этого желания. Которое всерьез и надолго уйдет из души нашей только тогда, когда вместо него придет и обоснуется там другое желание, достойное и нужное нам. Потому что, опять же, свято место пусто не бывает и не может быть.
Но что это за желание? Ведь оно – не всякое подойдет на эту, возможно, главную роль в нашей жизни. Как его найти и принять душой своей. Конечно, оно, в любом случае, не может не быть личным. Но за ним всегда стоит какое-то сильное чувство. Чувство собственного достоинства? Да. И желание более достойной жизни. И много еще того, что словами трудно передать. Крик души, боль души, просьба души о помощи и спасении. О том, что время проходит, а нужно жить, а жизнь – «там», а здесь…
И здесь нужно постараться увидеть себя «там». Увидеть – каким быть, что делать, как жить. Ведь у каждого есть это свое, заветное. Вот и он – момент истины. Жить дальше «здесь» или уходить «туда», где тебя еще ждут. И «собирать чемоданы» сейчас. И в этот момент уже возможны первые признаки улучшения душевного состояния. Первые «ласточки» идущей весны – весны новой жизни…
И постепенно все более чуждыми и непонятыми начнут становиться еще недавно владевшие душой помыслы и привычки. И придет эта весна, и вступит в свои права, теперь уже всерьез и надолго…
См. также «Чем заменить пьянство. Блаженство истинное и мнимое».